Apsny.ru | Абхазский театр

Пол Лью, руководитель отдела Технологий и инноваций в компании Reynolds Cycling, рассказывает о том, по каким параметрам можно выбрать хорошее велосипедное колесо.

« Обязательными параметрами для « хорошего» колеса всегда являются жёсткость на скручиваемость и податливость или, другими словами, лучшие колёса — те, которые в горизонтальной оси неподвижны, а в вертикальной — податливы, – говорит Лью, на сайте https://mister-scooter.ru/elektrosamokaty/. – В переводе с технического языка это значит, что колесо имеет минимальный люфт из стороны в сторону и, в то же время, среднюю или высокую чувствительность в верхнем и нижнем направлениях» .


Оздоровительный комплекс Дагомыс (отель)

Эксперт утверждает, что от втулки на 40% зависят торсионная жесткость и податливость колеса:

« Хорошо разработанная и сделанная втулка не будет изнашиваться от статических и динамических нагрузок при сильном давлении на колесо. Зазор в широком фланце уменьшает люфт из стороны в строну и, в то же время, увеличивает чувствительность в вертикальной плоскости, способствуя комфортной езде» .


Абхазский драматический театр им.С.Чанба на ежегодной встрече абхазской диаспоры в Москве

По словам Лью, от жесткости спиц и их количества также на 40% зависит устойчивость колеса, но тип переплета спиц на колесе и сила их натяжения не имеют значимого влияния на этот показатель.

« Увеличение количества спиц на переднем колесе с 16 до 20 поднимет сопротивляемость горизонтальному люфту колеса примерно на 30%. Увеличение диаметра спиц и смена профиля с 2.0/1.8/1.5 мм тройного баттинга на прямой 2.0 мм профиль увеличит жёсткость колеса примерно на 35%. Вся комбинация, т. е. увеличение количества спиц с 16 до 20, их диаметра – до 2 мм и замена на прямой профиль, в сумме увеличит устойчивость на 65%» .


Абхазский театр

Если бы ещё лет десять назад мне сказали, что я буду передвигаться по городу на самокате, я бы очень удивилась. И расстроилась, решив, что на старости лет впаду в детство и лишусь остатков разума. И вот теперь, вдоволь назавидовавшись своим друзьям и знакомым, которые уже обзавелись двухколёсным транспортом, я собралась тоже решилась на подобную покупку, смотрите https://mister-scooter.ru/elektrosamokaty/.

Но поскольку я человек основательный, то решила провести небольшое исследование, которое должно помочь мне сориентироваться в магазине. Результатами своего исследования я поделюсь в этой статье со своими читателями.

От обычного детского и подросткового самоката их электрический старший (хотя по возрасту, если быть справедливой, то значительно младший) брат отличается наличием аккумулятора и мотора. И ещё взрослые электросамокаты 120 кг выглядят значительно более солидно и презентабельно.

Как оказалось, в зависимости от конструкции взрослые электросамокаты делятся на два основных типа: 1) цепные и 2) с мотор-колесом. Немного о каждом:

Здесь мотор и колесо объединяет цепь. Мотор приводит в движение цепь, а она, в свою очередь, крутит колесо. Этот тип самокатов считается наиболее мощным. Из минусов – относительно сложен в уходе.

В этом случае мотор встроен прямо в колесо, а иногда даже в оба. Они уступают предыдущему типу по мощности, зато выигрывают в простоте и лёгкости конструкции. Мне лично такой самокат больше по душе, поскольку рассекать по дорогам с бешеной скоростью (самокаты способны на 60 км/ч) я не собираюсь.

При выборе не в последнюю очередь обращают внимание на всякие приятные мелочи, без которых в принципе, можно обойтись, но которые добавят моему новому средству передвижения «крутизны» и удобства. Это, к примеру:

.

Истоки абхазской театральной культуры — в народных играх, обрядах, устном народном творчестве (выступления певцов-сатириков — ахьдзыртвью, комиков — кечеков и др.). С 1915 в Сухуме ставились любительские спектакли. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по инициативе поэта Д. И. Гулиа был создан литературно-драматический кружок.

После установления в А. Советской власти (1921) начала работать театральная труппа под рук. Д. И. Гулиа. В 1928 открыт абхазский сектор Сухумского театра. В 1930 в Сухуми начались занятия во вновь созданной абхазской драматической студии, на базе которой в том же году открыт Абхазский национальный театр.

В последующие годы театр включал в репертуар национальную драматургию, инсценировки народных сказаний и легенд, пьесы, посвященные современности (драматурги С. Я. Чанба, В. В. Агрба, Ш. А. Пачулиа и др.). Ставится классическая драматургия (Шекспир, Гоголь, Горький). В числе работ театра: «Призраки» Д. И. Гулиа, «Данакай» М. А. Лакербая, «Моя лучшая роль» М. А. Лакербая и В. К. Крахта, «Перед восходом солнца» Г. А. Габуния, «В глухой старине» Д. Х. Дарсалия.

В 1967 театру было присвоено имя Самсона Чанба.

Немногочисленные абхазские народные театральные коллективы, руководимые выдающимся абхазским поэтом, прозаиком, драматургом и ученым Дмитрием Гулиа в Сухуме и педагогом Плаоном Шакрылом в Очамчире, начинали свои первые шаги на сцене еще до установления советской власти в Абхазии и подвергались постоянным угрозам со стороны меньшевистского правительства Грузии.

Прошли тяжкие годы и сегодня Абхазский театр — один из лучших профессиональных коллективов Кавказа радует зрителей интересными постановками не только абхазских авторов, но и произведений классиков мировой драматургии, среди которых: Шекспир, Шиллер, Еврипид, Софокл, Гоголь, Лопе де Вега, Гольдон, Мольер, Гарсиа Лорка, Островский, Горький, Брехт, Кальдерон, Грибоедов и др.

Абхазский советский театр, вобрав в себя лучшие традиции мировой театральной культуры, стал развиваться самостоятельно, прокладывая свою дорогу к вершинам искусства. Героический, воинственный дух абхазского народа, его любовь к веселью и юмору, получили яркое сценическое воплощение.

Театр много сделал для развития абхазской оригинальной национальной драматургии. Его репертуар состоял из произведений Д. Гулиа, С. Чанба, Д. Дарсалиа, Муты Кове, М. Лакербай, Г. Гулиа, В. Агрба, К. Агумаа, А. Ласуриа, Ш. Пачалиа, Ш. Чкадуа, Р. Джопуа, Н. Тарба, А. Гогуа, Ш. Сангулиа, Д. Ахуба, Ш. Басариа, Г. Гублиа, А. Мукба, Ш. Аджинджала, А. Аргун, М. Чамагуа. Немалая заслуга в развитии абхазского театра принадлежит общественному деятелю и педагогу К. Дзидзариа — первому организатору драмстудии. Вообще надо сказать, что со дня организации абхазского профессионального театра в его творческую атмосферу включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики. Среди них особое место занимают русский режиссер Василий Иванович Домогаров и его ученики — основоположники абхазской национальной режиссуры Азиз Агрба, Шарах Пачалиа и Кадыр Карал-оглы. В 70-е годы в театр пришли талантливые режиссеры, окончившие вузы Москвы, Ленинграда, Тбилиси,— Нелли Эшба, Дмитрий Картава, Михаил Мархолиа, Хута Джопуа, Николай Чиковани, Валерий Кове, Н. Мукба и др.

За годы своего существования Абхазский театр накопил большой творческий опыт, утвердилась своя традиция ставить спектакли как героико-романтические, так и комедийные. Абхазским актерам старшего и младшего поколений одинаково подвластны и героические, и комедийные образы. В театре уже четко сформировались героико-романтические и сатирико-гротесковые традиции. Абхазская сцена по праву гордится такими замечательными актерами старшего поколения, как Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Леурсан Касландзиа, Разанбей Агрба, Екатерина Шакербай, Анна Аргун-Коношок, Минадора Зухба, Марица Пачалиа, Михаил Кове, Иван Кокоскериа, Джарнас Амкуаб, Самсон Кобахиа, Вера Дбар, которые за свои заслуги удостоены почетного звания народных артистов Абхазии и Грузии. Семью основоположников абхазского профессионального театра пополнила целая плеяда не менее талантливых актеров, среди которых Нурбей Камкиа, Софа Агумаа, Этери Когониа, Шалва Гицба, Чинчор Джениа, Виолетта Маан, Амиран Таниа, Олег Лагвилава, а также Алексей Ермолов, Сергей Саканиа, Рушни Джопуа, Леонид Авидзба, Нелли Лакоба, Заира Амкуаб-Ермолова, Мажара Зухба, Л. Гицба, 3. Чанба, С. Габниа и др. Под своды абхазского театра по достоинству заняли свои места и молодые актеры — Г. Тарба, С. Сангулиа, А. Даутиа, Т. Гамгиа, Т. Чамагуа, Р. Дбар, К. Хагба, Т. Авидзба, И. Когониа, Р. Сабуа, Л. Ванача, Е. Когониа, С. Начкебиа, Л. Ахба, В. Ардзинба, Л. Джикирба и др.

Театр в 20-ых – 40-ых гг. XX в.

Изначальные годы были для Абхазского театра годами поисков. Ставились спектакли, в которых можно было услышать голоса героев разных эпох, национальностей и мировоззрений, но и среди такого многообразия в театре все же главенствовала национальная драматургия, ибо зритель всегда стремился увидеть жизнь своего народа, его прошлое и настоящее. Так, видное место в репертуаре тех лет заняли пьесы Самсона Чанба, видного абхазского прозаика, драматурга и общественного деятеля, имя которого и носит абхазский театр, — это «Апсны-ханым», «Киараз». Параллельно с ними шли и пьесы других абхазских драматургов: «В глухой старине» Д. Дарсалиа, «Во тьме» П. Шакрыл, «Инапха Кягуа» Муты Кове, «Восстание в Лыхнах» В. Агрба, «66 год» Г. Гулиа, «Овраг Сабыды» М. Лакербай и другие произведения, ставшие вехами в истории Абхазского театра. В те годы театр ставит «Ревизора» Н. Гоголя, «Доходное место» А. Островского, «Овечий источник» Лопе де Вега, «Анзора» С. Шаншиашвили, «Гибель эскадры» А. Корнейчука и многие другие этапные спектакли, снискавшие большую любовь и признание зрителей.

В марте 1941 года в театре была поставлена трагедия Шекспира «Отелло»: в роли Отелло Леварса Касландзиа, в роли Яго Ш. Пачалиа. Очаровательна и достоверна была в исполнении Анны Аргун-Коношок Дездемона.

В годы войны главные усилия были направлены театром на создание героико-романтических спектаклей, рассказывавших о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками, и потому внимание национальных драматургов было обращено на события, связанные с оккупацией горных селений Кавказа. Стойкость и мужество абхазских крестьян, поднявшихся против врага, явились главной темой спектакля «Скала героя» Г. Гулиа (1943) и «Большая земля» К. Агумаа (1945).

В эти же годы театр ставит и комедийные спектакли, стремясь дать людям возможность посмеяться и забыть хоть на миг о душевных и физических ранах, нанесенных войной. В день празднования 20-летия установления Советской власти в Абхазии (4 марта 1941 год) состоялась премьера спектакля «Жених» осетинского драматурга М. Шавлохова. В спектакле, поставленном Ш. Пачалиа, впервые раскрылись интересные вокальные и пластические возможности абхазских актеров. Комедийную линию, начатую в «Женихе», продолжили спектакли «Ханума» А. Цагарели и «Любовь актрисы» Н. Микава.

Героическая тема столкновения больших и сильных характеров всегда привлекала внимание Абхазского театра. Образы волевых, мужественных людей показаны еще на заре становления Абхазского театра в таких спектаклях, как «Глухая старина» Д. Дарсалиа и «Амхаджир» С. Чанба.

В 1947 году, 27 июня, в театре состоялась премьера драмы Шиллера «Коварство и любовь» (режиссер Ш. Пачалиа). В спектакле были убедительно раскрыты социальная сущность героев и их взаимоотношения, глубоко прослежены внутренняя ограниченность и безнадежность тех людей, которые руководят государством и своей недальновидностью приносят несчастье обществу.

В сороковые годы театр ставит спектакли «Искренняя любовь» А. Ласуриа, «Проделки Скалена» Мольера, «Призраки» Д. Гулиа, «Салуман» Ш. Пачалиа, «Люди доброй воли» Г. Мдивани, «Честь семьи» Г. Мухтарова, «Потопленные камни» И. Мосашвили и другие, ставшие этапными в истории абхазского театра. Коллектив неоднократно поднимал в своих постановках темы любви, защиты Родины, революции, труда, войны, словом, театр никогда не оставался в стороне от жизни.

Говоря об Абхазском театре, нельзя не сказать о его особом пристрастии к сатирическому жанру. Беспощадная сатира, используемая с давних времен в искусстве шутников-акечаков (истоки абхазского театра), все больше стала занимать определенное место в репертуаре театра. И в 1954 году он ставит сатирическую комедию белорусского драматурга В. Макаенка «Камни в печени» (режиссер Аз. Агрба).

Включает в свой репертуар театр и пьесы, рассказывающие о дореволюционном прошлом, и потому на его сцене с большим успехом долгое время шел спектакль «Последние» М. Горького.

Театр в 50-ых – 60 ых гг. XX в.

Впервые в 1954 году театр осуществляет гастрольную поездку на Северный Кавказ, в Черкесскую автономную область. В ее городах и селах спектакли были приняты тепло и радушно. Внимание критиков привлекли такие спектакли гастрольного репертуара, как «Отелло» Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского и «Ханума» А. Цагарели. После же возвращения с гастролей театр начинает работать над новыми спектаклями и в результате сценическую жизнь получает спектакль «Гунда» Ш. Пачалиа, возобновляется спектакль «Гибель эскадры» А. Корнейчука, идет историческая драма «Черные гости» Г. Гулиа, повествующая о событиях, имевших место в Абхазии за два года до присоединения ее к России.

40-летие Октября Абхазский театр встретил премьерой спектакля «Кремлевские куранты» Н. Погодина (режиссер Аз. Агрба). В роли Ленина выступил народный артист ГССР и Абхазской АССР Р. Агрба.

1957 год явился для Абхазского театра годом творческого испытания, ибо в дни Октябрьских торжеств он принял участие в Декаде абхазской литературы и искусства в Тбилиси. В эти дни искусствовед Н. Шалуташвили писала: «Абхазский драматический театр на декаде в столице Грузии показал тбилисскому зрителю три спектакля: «Измену» А. Сумбатова-Южина, «Гунду» Ш. Пачалиа и «Отелло» Шекспира. Вдумчивый выбор репертуара высоко был оценен зрителями. Спектакли произвели волнующее впечатление и продемонстрировали разнообразие и богатство абхазского театрального искусства».

После успешного завершения гастролей театр начинает работать с удвоенной энергией. Так, в течение 1958 года он ставит несколько новых спектаклей, среди которых «Буря» Войновича (режиссер Г. Суликашвили), «Семья преступника» Джакометти (режиссер Ш. Пачалиа), «Дом № 12» А. Хватландзиа и X. Джопуа (режиссер Г. Суликашвили), «Победа» С. Чанба и В. Агрба (режиссер Аз. Агрба). А в 1959 году режиссер Г. Суликашвили осуществляет постановку спектакля «Медея» Еврипида, который явился поистине триумфом творческих сил театра. Кстати, надо отметить и то, что Абхазский театр раньше всех театров страны обратился к этой античной трагедии. Глубоко трагический образ Медеи создала Минадора Зухба, а в роли Язона предстал перед зрителями Шарах Пачалиа.

Начало 60-х годов для Абхазского театра было особенно творческим, плодотворным. Театр показывает сразу несколько новых спектаклей в постановке режиссера Нелли Эшба. Среди них «Призраки» Д. Гулиа, «Такая любовь» П. Когоута, «Современная трагедия» Эбролидзе, «Голый король» Е. Шварца, «Иван-абхазец» М. Чамагуа, «Песню нелегко сложить» Н. Тарба, которые явились новой страницей в летописи театрального искусства абхазского народа. В те годы его репертуар состоял в основном из произведений абхазской национальной драматургии. Это «Ясное небо» Ш. Басариа, «Трещина» и «Дочь Ажвейпшаа» Р. Джопуа, «Искупление» Д. Ахуба, «С тобой моя любовь» Г. Гублна, «Перед рассветом» А. Лагвилава и многие другие спектакли, которые были поставлены режиссерами Аз. Агрба, Г. Суликашвили и X. Джопуа. Абхазский театр никогда не порывал связи с переводной драматургией. Его репертуар включал в себя такие спектакли как, «Кровавая свадьба» Г. Лорки (режиссер X. Джопуа), «Чудак» Н. Хикмета (режиссер Н. Чиковании), «Совесть» Д. Павловой (режиссер М. Мархолиа).

В 1967 году на сцене Абхазского театра впервые появляется драматургия Б. Брехта. Молодой режиссер М. Мархолиа ставит спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти», где с особой силой выявилось творческое дарование актеров среднего поколения театра—С. Саканиа (Пунтила), Ш. Гицба (Матти) и других.

Абхазский театр не изменяя своим прежним традициям, ведет углубленный поиск изучения психологии человека, его отношения к окружающему миру. Свидетельством тому являются спектакли «Дон Карлос» Шиллера, «Песнь о скале» Б. Шинкуба, «Лесная песня» Леси Украинки, «Снегурочка» А. Островского, «Старшая сестра» А. Володина, «День взаймы» А. Гогуа (все в постановке Н. Эшба), а также «Аламыс» А. Мукба (режиссер Ш. Пачалиа), «Мари Октябрь» Ж. Робера, «Горянка» Р. Гамзатова, «Шаги» Р. Джопуа, «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе (режиссер Д. Кортава), «Приведения» Ибсена, «Дуэль» М. Байджиева, «Сейдык» А. Аргуна и М. Мархолиа (режиссер М. Мархолиа), которые шли с неизменным успехом на абхазской сцене, волнуя воображение людей разных поколений. Кстати, «Лесная песня» Л. Украинки, поставленная Н. Эшба, была удостоена Диплома II степени на Всесоюзном смотре драматургии народов СССР.

Театр в 70-е гг. XX в.

Новые страницы в истории театрального искусства Абхазии вписали гастроли Абхазского театра в Тбилиси (1971 год), а затем, на братской Украине (Киев, Днепропетровск, Николаев в 1972 году). Они продемонстрировали зрелость мастеров абхазской сцены, их умение языком искусства воздействовать на умы и сердца взыскательных зрителей.

А в 1973 году абхазский театр, возглавляемый главным режиссером Нелли Эшба, осуществил гастрольную поездку в Москву, где были показаны спектакли «Песня о скале» Б. Шинкуба, «Дон Карлос» Шиллера, «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе, «Женская честь» И. Папаскири, «Снегурочка» А. Островского и «Лесная песня» Л. Украинки. Московские гастроли подтвердили творческую подготовленность Абхазского театра, который своими спектаклями утверждает идеи нравственной чистоты, патриотизма и гражданственности.

В новом театральном сезоне (1973—1974 год) главным режиссером театра становится Дмитрий Кортава. В период с 1974 по 1976 год театр показал зрителям спектакли «Белые флаги» Н. Думбадзе, «Трамвай Желание» Т. Уильямса, «Алоу сердится» Ш. Чкадуа, «Всемогущий Мазлоу» Ш. Пачалиа, «Антигона» Ж. Ануя, «В солнечное затмение» А. Мукба (режиссер Д. Кортава), «Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана, «Песня о ранении» А. Аргуна, «Дело» А. Сухово-Кобылина (режиссер М. Мархолиа).

В 70-е годы театр осуществляет ряд интересных постановок, среди которых «А там — как хотите…» Б. Шинкуба, «Премия» А. Гельмана, «Голос родника» Ш. Аджинджала, «Дочь солнца» Н. Тарба, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Тень» Е. Шварца, «Когда все двери открыты» А. Мукба, «Электра» Софокла, «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Кукла» Ш. Чкадуа, «Переполох в лесу» Р. Джопуа, «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани и другие. А в декабре 1979 года состоялась премьера спектакля «Замшевый пиджак» болгарского драматурга С. Стратиева. Постановку этой сатирической комедии осуществила творческая группа из Болгарии, в составе которой были режиссер-постановщик Дмитрий Стоянов, художник Атанас Вельянов и композитор Эмиль Джамджиев.

Театр в 80-е гг. XX в.

В последние годы Абхазский театр усилил творческие связи с зарубежными коллегами. В середине восьмидесятых годов в Сухум была приглашена постановочная группа из Словакии. Известный словацкий режиссер Милан Бобула осуществил на сцене Абхазского театра постановку пьесы И. Буковчана «Очевидец», а абхазский режиссер Д. Кортава поставил на сцене национального театра в Кошице драму А. Аргуна «Да не погаснет мой очаг!». Позднее на сцене Абхазского театра выступил словацкий театр из города Мартин.

Обращается Абхазский театр и к теме революционного преобразования жизни в спектаклях «Похищение луны» К. Гамсахурдиа, «Проблеск» Р. Джопуа, «Горы смотрятся в море» А. Аргун, «Лучи далекого солнца» Э. Сим-Сима, постановку, которых осуществили режиссеры Л. Мирцхулава, Д. Кортава и В. Кове.

Большим событием явилось награждение коллектива правительственной наградой — орденом «Знак Почета».

После долгого творческого перерыва в театральной жизни республики на суд зрителей была представлена трагедия У. Шекспира «Король Лир». Спектакль по праву был принят тепло и радушно абхазским зрителем. Роль короля Лира блестяще исполнил народный артист СССР Шарах Пачалиа. Это сценическое полотно было признано одним из лучших спектаклей на Всесоюзном шекспировском фестивале, проходившем в столице Армении — Ереване. Позднее спектакль был показан в столице Адыгеи — Майкопе.

Когда заходит речь о взаимообогащении национальных культур, прежде всего вспоминается тот факт, что Абхазский театр всегда включал в свой репертуар пьесы народов нашей страны. На его сцене шли спектакли: «Мгновение над пропастью» Н. Мирошниченко, «Святая святых» И. Друцэ, «Чинарский манифест» А. Чхеидзе, «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, «Берег» Ю. Бондарева, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта и др. Во всех спектаклях, поставленных режиссерами М. Мархолиа, В. Кове, А. Мукба, театр показывал столкновение человеческих судеб, черпал материал удивительной глубины и силы, показывая на сцене жизнь общества, бессмертие духа самого народа.

В середине 80-х годов театр ставит спектакли из абхазской жизни и среди них «Белый портфель» Ш. Аджинджала, «Царь Леон I» Аз. Агрба, а в 1986 году инсценировку романа Б. Шинкуба «Последний из ушедших» (постановка народного артиста УССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Абхазской АССР, лауреат Государственной премии УССР им. Шевченко Виктор Терентьев).

Еще в 30-е годы Абхазский театр обращался к испанской классической драматургии, ставил на своей сцене спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега. И вот спустя полвека он вновь обратился к испанской классике. На этот раз главный режиссер Абхазского театра В. Кове осуществил постановку пьесы «Жизнь — есть сон» П. Кальдерона.

70-летию Октября была посвящена историческая драма Ш. Аджинджала «Четвертое марта».

Надо сказать, что сценическая палитра Абхазского театра интересна и многообразна и в этом немалая заслуга переводчиков мировой драматургии на абхазский язык, среди которых Михаил Гочуа, Платон Шакрыл, Ясон Чочуа, Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Николай Квициниа, Джума Ахуба, Нелли Тарба, Этери Когониа. Геннадий Аламиа, Алексей Аргун, Владимир Цвинариа и др.

Искусство Абхазского театра всегда находило путь к сердцам многонационального зрителя.

Бесспорно, что Абхазский театр на долгие годы сохранит свою художественную силу и свежесть тематики, а будущее театра пройдет под знаком верности жизненной правде, объемного охвата явлений нашей действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *