В гости к мансийским болванам
Пол Лью, руководитель отдела Технологий и инноваций в компании Reynolds Cycling, рассказывает о том, по каким параметрам можно выбрать хорошее велосипедное колесо.
« Обязательными параметрами для « хорошего» колеса всегда являются жёсткость на скручиваемость и податливость или, другими словами, лучшие колёса — те, которые в горизонтальной оси неподвижны, а в вертикальной — податливы, – говорит Лью, на сайте https://mister-scooter.ru/elektrosamokaty/. – В переводе с технического языка это значит, что колесо имеет минимальный люфт из стороны в сторону и, в то же время, среднюю или высокую чувствительность в верхнем и нижнем направлениях» .
Перевал Дятлова #4. В гостях у Мансийских великанов.
Эксперт утверждает, что от втулки на 40% зависят торсионная жесткость и податливость колеса:
« Хорошо разработанная и сделанная втулка не будет изнашиваться от статических и динамических нагрузок при сильном давлении на колесо. Зазор в широком фланце уменьшает люфт из стороны в строну и, в то же время, увеличивает чувствительность в вертикальной плоскости, способствуя комфортной езде» .
По словам Лью, от жесткости спиц и их количества также на 40% зависит устойчивость колеса, но тип переплета спиц на колесе и сила их натяжения не имеют значимого влияния на этот показатель.
« Увеличение количества спиц на переднем колесе с 16 до 20 поднимет сопротивляемость горизонтальному люфту колеса примерно на 30%. Увеличение диаметра спиц и смена профиля с 2.0/1.8/1.5 мм тройного баттинга на прямой 2.0 мм профиль увеличит жёсткость колеса примерно на 35%. Вся комбинация, т. е. увеличение количества спиц с 16 до 20, их диаметра – до 2 мм и замена на прямой профиль, в сумме увеличит устойчивость на 65%» .
Если бы ещё лет десять назад мне сказали, что я буду передвигаться по городу на самокате, я бы очень удивилась. И расстроилась, решив, что на старости лет впаду в детство и лишусь остатков разума. И вот теперь, вдоволь назавидовавшись своим друзьям и знакомым, которые уже обзавелись двухколёсным транспортом, я собралась тоже решилась на подобную покупку, смотрите https://mister-scooter.ru/elektrosamokaty/.
Но поскольку я человек основательный, то решила провести небольшое исследование, которое должно помочь мне сориентироваться в магазине. Результатами своего исследования я поделюсь в этой статье со своими читателями.
От обычного детского и подросткового самоката их электрический старший (хотя по возрасту, если быть справедливой, то значительно младший) брат отличается наличием аккумулятора и мотора. И ещё взрослые электросамокаты 120 кг выглядят значительно более солидно и презентабельно.
Как оказалось, в зависимости от конструкции взрослые электросамокаты делятся на два основных типа: 1) цепные и 2) с мотор-колесом. Немного о каждом:
Здесь мотор и колесо объединяет цепь. Мотор приводит в движение цепь, а она, в свою очередь, крутит колесо. Этот тип самокатов считается наиболее мощным. Из минусов – относительно сложен в уходе.
В этом случае мотор встроен прямо в колесо, а иногда даже в оба. Они уступают предыдущему типу по мощности, зато выигрывают в простоте и лёгкости конструкции. Мне лично такой самокат больше по душе, поскольку рассекать по дорогам с бешеной скоростью (самокаты способны на 60 км/ч) я не собираюсь.
При выборе не в последнюю очередь обращают внимание на всякие приятные мелочи, без которых в принципе, можно обойтись, но которые добавят моему новому средству передвижения «крутизны» и удобства. Это, к примеру:
.
Маньпупунёр — это редкое геологическое явление и одно из чудес России, затерянное среди девственных лесов Северного Урала, на территории республики Коми . На плоской вершине восьмисотметровой горы стоят огромные столбы, созданные природой в течение многих тысяч лет. Их ещё называют «Мансийские болваны».
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Чтобы добраться до Маньпупунёра, нужно сначала прилететь в Сыктывкар . Столица республики Коми — современный город с чистыми тротуарами, обилием зелени, яркими витринами и приветливыми жителями. Жаль только, что уходят в прошлое деревянные строения, создающие атмосферу уюта.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Расстояние от Сыктывкара до Ухты — около трехсот километров. По трассе бесконечным потоком движутся мощные фуры, груженые лесом. Массив бескрайних лесов республики Коми — самый крупный в Европе. Организация ЮНЕСКО признала его объектом всемирного природного наследия.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
С XVIII века в Ухте бурили скважины и добывали нефть. До революции здесь построили первый керосиновый завод, а в советское время создали Ухтпечлаг — городок для спецпереселенцев и заключенных. В 1958 году из ухтинского глиняного кирпича было построено здание вокзала с элементами советского ампира.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
На следующем этапе длинного, но крайне интересного путешествия, надо отправиться из Ухты в таежный поселок Якша. Среди местных достопримечательностей — лежащие на берегу Печоры проржавелые рыбацкие суда. Не очень понятно, по какой причине они бездействуют, ведь рыба в реке водится в изобилии — хариус, окунь, щука.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Поселок Якша знаменит первой в мире лосиной фермой. В 1940-е годы люди решили одомашнить лосей, научить их перевозить в санях почту и другие грузы. Сейчас на ферме содержится пятнадцать лесных четвероногих, не считая потомства. Ночуют лоси в бревенчатой избе, разгороженной на отдельные стойла.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
В лосином молоке содержится высокий процент жира с питательными и полезными витаминами. Натуральные калорийные вещества, микроэлементы и аминокислоты помогают организму восстанавливать утраченные клетки, лечат иммунную и лимфатическую системы человека.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Якша — это еще и замечательный Музей природы с экспонатами, которые рассказывают о флоре и фауне Печоро-Илычского биосферного заповедника. Чучела зверей, гербарии из высушенный растений, археологические находки… Один из экспонатов — полосатый лузан из домотканого холста — промысловая накидка охотников народа коми.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Следующий пункт на пути к плато Маньпупунёр — поселок Троицко-Печорск, состоящий из огородов, теплиц и деревянных домиков. Кирпичные строения можно перечислить по пальцам — это гостиница, клуб, кинотеатр, магазин и баня с действующим солярием. По улицам поселка ходят куры, козы и лошади.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Из Троицко-Печорска надо двигаться вверх по течению реки Илыч — правому притоку Печоры. Для сплава по быстрым северным рекам местные жители используют особые коми-лодки — узкие, длинные, маневренные, с небольшой осадкой. Между бортами вставляются сиденья, сзади крепится мощный, как правило японский, мотор.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Река Илыч берет начало среди отрогов североуральских гор. Длина от устья до впадения в Печору — более четырехсот километров. Русло крайне извилисто, к скалистым берегам подступают густые хвойные леса и просторные заливные луга. Вдоль левого берега реки тянется территория Печоро-Илычского заповедника.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Лодки подходят к причалу деревни Еремеево. Туристы делают тут короткую остановку — разминаются, согреваются чаем, знакомятся с местными жителями. Зимы в этих местах снежные, холодные, длинные, поэтому у каждого дома сложена внушительная поленница. В деревне есть дом, в котором путешественники могут переночевать.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Деревня Еремеево расположена среди таежного моря, но изоляции не чувствуется: интернет, сотовая связь, отделение Почты России — все это помогает общаться с миром. Путешественники заезжают не часто — от силы пару раз в неделю. Деревенские дети с изумлением встречают редких гостей.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Остался последний водный переход. Над берегом возвышаются отвесная скала Канин нос с небольшой пещерой наверху. В каменном веке в этом углублении было жертвенное место печорских вогул — манси. И сейчас в переводе с мансийского языка слово «кан» означает «священное место».
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Еще два-три часа сплава по реке Илыч — и вот уже кордон Усть-Ляга — один из пунктов прохода на территорию Печоро-Илычского биосферного заповедника. Перед тем как отправиться в путь, можно попариться в баньке и поесть жареных грибов, которые растут здесь в изобилии.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
С кордона Усть-Ляга вертолет берет курс на Маньпупунёр. Минут через сорок в иллюминаторе появляется первый каменный столб. В тот момент, когда машина заходит на посадку, можно разглядеть всю семерку «каменных болванов». С каждым из них у народа манси связана своя необычная легенда.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
В переводе с языка коренных жителей Предуралья — оленеводов-вогулов — Маньпупунёр значит «Малая гора идолов». Этот природный объект по силе воздействия на человека можно сравнить с самыми знаменитыми мировыми достопримечательностями. Однако о российском чуде известно пока немногим.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Высоченные столбы созданы ветрами и водой, жарой и морозом. У геологов для названия невероятных скальных образований есть профессиональный термин — фигуры выветривания, или останцы. Главный останец называется «Шаман». По сравнению с ним человек кажется мелкой букашкой.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Благодаря жителям республики Коми, оставлявшим свои голоса на сайте «Семь чудес России», малоизвестный Маньпупунёр занял достойное место в ряду знаменитых достопримечательностей — таких как собор Василия Блаженного, Петергоф, Мамаев курган, гора Эльбрус, вулканы Камчатки и озеро Байкал.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Полтора часа на плато Маньпупунёр пролетают, как несколько минут. Теперь надо проделать путь в обратном направлении. Коми-лодки опять сплавляются по реке Илыч. Погода постоянно меняется. Только что светило солнце — и вот уже небо затянуто тучами. Накидка едва спасает от порывистого ветра и хлещущих капель дождя.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
В Сыктывкаре возле гранитного памятника с надписью «Ленину — от народа коми» туристов провожает взглядом белая лошадка, катающая детей вокруг монумента. Гости улетают домов, сохранив воспоминания о бескрайней тайге, лосином молоке, коми-лодках и чудесных каменных столбах, не похожих ни на что в мире.
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru